Организация передового опыта
Кто организует опыт?
— определение программы, по которой будет организован опыт;
— определение авторов опыта;
— рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования , методического объединения по работе над программой;
— консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.
Изучение передового педагогического опыта
Кто изучает?
Методы изучения:
— длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
— ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
— ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
— беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.
Формы обобщения:
— рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
— доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
— отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);
— тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
— обобщение — описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?
Методы пропаганды:
— устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
— наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
— письменная пропаганда (методические рекомендации автора).
КАРТА объекта по изучению передового педагогического опыта
1. Ф.И.О., год рождения________________________________
2.Учреждение________________________________________
3. Должность ________________________________________
4. Категория, год присвоения____________________________
5.Тема работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация _______
6. Стадия: * изучение * обобщение * внедрение
7. Кем изучается_______________________________________
8. Методические разработки_____________________________
9. Публикации (указать полные данные)____________________
Формы внедрения передового педагогического опыта
1. Практический уровень (описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):
— открытый урок ( показ приемов и методов работы);
— семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);
— творческий отчет (показ результатов работы);
— конференции, выставки (показ системы работы);
— написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта).
2. Методический уровень (раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):
— педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);
— школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);
— методический плакат (анализ результатов работы);
— рукописи, магнитные записи, видеофильмы и др. (использование при подготовке методических разработок и рекомендаций).
3. Научный уровень (теоретический анализ опыта):
— публикации, статьи, сборники, монографии и др.
План работы «Формирование умений обобщать свой собственный опыт»
Что значит обобщить опыт?
2. Общие показатели, по которым можно судить о наличии передового педагогического опыта.
3. Начало обобщения опыта (1-ый этап).
4. Задание: сбор материала для обобщения опыта.
5. 2-ой этап обобщения опыта — самоанализ своей работы (сбор фактического материала, обоснованные выводы из него, выделение идеи опыта, приёмов, методов и форм работы, их методическое обоснование, показатели эффективности приёмов и методов работы).
6. Консультации, практическая помощь.
7. 3-ий этап обобщения опыта — анализ результативности своей работы (при каких условиях были достигнуты оптимальные результаты в обучении и воспитании, какие трудности были при его создании).
8. Описание опыта работы. Рекомендовать структуру написания опыта.
9. Практическая работа.