Организация передового опыта

Кто организует опыт?

— определение программы, по которой будет организован опыт;

— определение авторов опыта;

— рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования , методического объединения по работе над программой;

— консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Кто изучает?

Методы изучения:

— длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;

— ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?

— ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?

— беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

— рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;

— доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;

— отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);

— тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);

— обобщение — описание с методическими выводами.

Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.

Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

— устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);

— наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);

— письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

КАРТА объекта по изучению передового педагогического опыта

1. Ф.И.О., год рождения________________________________

2.Учреждение________________________________________

3. Должность ________________________________________

4. Категория, год присвоения____________________________

5.Тема работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация _______

6. Стадия:        * изучение        * обобщение        * внедрение

7. Кем изучается_______________________________________

8. Методические разработки_____________________________

9. Публикации (указать полные данные)____________________

Формы внедрения передового педагогического опыта

  1. Практический уровень (описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):

— открытый урок ( показ приемов и методов работы);

— семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

— творческий отчет (показ результатов работы);

— конференции, выставки (показ системы работы);

— написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта).

   2. Методический уровень (раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):

— педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);

— школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);

— методический плакат (анализ результатов работы);

— рукописи, магнитные записи, видеофильмы и др. (использование при подготовке методических разработок и рекомендаций).

   3. Научный уровень (теоретический анализ опыта):

— публикации, статьи, сборники, монографии и др.

План работы «Формирование умений обобщать свой собственный опыт»

Что значит обобщить опыт?

2. Общие показатели, по которым можно судить о наличии передового педагогического опыта.

3. Начало обобщения опыта (1-ый этап).

4. Задание: сбор материала для обобщения опыта.

5. 2-ой этап обобщения опыта — самоанализ своей работы (сбор фактического материала, обоснованные выводы из него, выделение идеи опыта, приёмов, методов и форм работы, их методическое обоснование, показатели эффективности приёмов и методов работы).

6. Консультации, практическая помощь.

7. 3-ий этап обобщения опыта — анализ результативности своей работы (при каких условиях были достигнуты оптимальные результаты в обучении и воспитании, какие трудности были при его создании).

8. Описание опыта работы. Рекомендовать структуру написания опыта.

9. Практическая работа.